Праздник «Наурыз — символ обновления»

15 марта сотрудники библиотеки национальной книги провели для студентов 1-го курса Павлодарского колледжа транспорта и коммуникаций праздник «Наурыз — символ обновления», посвящённый главному весеннему празднику Наурыз.

Ведущие-библиотекари Алмагуль Сериковна Айтмагамбетова и Жанар Пазыловна Дюсенбаева рассказали о празднике обновления и весеннего равноденствия Наурыз, который издревле у казахского народа считается праздником обновления, единства и согласия. На мероприятие были приглашены вокальная группа бабушек «Сағым жылдар», в ходе мероприятия они дополняли ведущих и показывали обряды «Возврат камчи», «Ношение перьев филина», «Шашбау».

Руководитель вокальной группы Бахытжамал апа подробно рассказала и показала виды камчи и рассказала о традиции «Возврат камчи», которой придерживаются во время сватовства. Отец, выбирающий невесту для сына, посвящает аксакалов аула и родственников в это непростое дело. Они же указывают, где и у кого есть девушка на выданье. Конечно же, учитывается то обстоятельство, что будущие сваты должны быть достойными по происхождению. Отец джигита вместе с уважаемыми людьми прибывают к отцу девушки. Отведав угощение, перед отъездом отец джигита вывешивает камчу на кереге (часть юрты, а) отец девушки, после знакомства с гостями, поняв намёк, должен дать ответ. Если девушка помолвлена ранее или же родители не желают выдавать дочь, то отец девушки возвращает камчу хозяину. Отсюда и название традиции «қамшы қайтару». Отец джигита не обижается отказу.

Рахговор продолжила художественно-музыкальный руководитель группы Казигуль апа. Шашбау – это лента с украшениями, вплетаемая в косу. Шашбау крепятся у основания кос и спускаются по всей длине волос. На кончики ленты раньше нередко пришивали кисточки, которые также украшали косы. Иногда на шашбау пришивались серебрянные или золотые монеты. У взрослых женщин были скромные шашбау. Казахи верили, что шашбау защищал женщину от злых духов, излюбленным местом которых, по поверью, были волосы. А традиция «ношение перьев совы». В традиционном казахском обществе сова считается священной птицей, поэтому перо совы цепляли на одежду новорожденного и на его колыбель. Священная птица оберегала новорожденного от шайтана, способствовала спокойному сну ребенка. В одежде и головных уборах девушек и парней, а также молодых невесток ношение перьев совы стало доброй традицией. В основном перья цепляли на головные уборы девочек (тюбетейка, саукеле).

В ходе мероприятия для молодёжи были проведены обряд «Шашу», а бабушки из группы «Сағым жылдар» исполнили песни «Үкілім-ай», «Бір бала», «Қыз сыны», «Сағым жылдар» и были даны напутствия.

Завершил мероприятие обзор книжной выставки из фондов библиотеки. Присутствовало — 42 человека.

Обсуждение закрыто.