Одна страна — одна книга — 2022

В 2022 г. исполняется 150 лет со дня рождения казахского просветителя, государственного деятеля, учёного-лингвиста, литературоведа, тюрколога, поэта и переводчика, общественного деятеля и политического публициста, реформатора, члена партии Алаш Ахмета Байтурсынова (1872-1937). Более полувека имя великого патриота было предано забвению.

В этом году республиканская акция «Одна страна – одна книга» посвящена научному и литературоведческому творчеству Ахмета Байтурсынова.
Согласно акции «Одна страна – одна книга» население страны изучит творчество Ахмета Байтурсынова по следующим направлениям:

  • «Научное наследие Ахмета Байтурсынова»;
  • «Литературные произведения Ахмета Байтурсынова»;
  • «Крылатые слова и выражения Ахмета Байтурсынова»;
  • «Байтурсыноведение в современной науке».

Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1872 г., в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии, основанной  просветителем  Ибраем Алтынсариным (1891–1895).

Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем. Преподавал в аульных и волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. В 1905 году активно включился в политическую деятельность и стал одним из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.

А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.

В 1913 году А. Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы А.Букейхановым, поэтом и писателем М. Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах» и становится первым ее редактором. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования. Отрывок из газеты «Казах»: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

После революции 1917 года, будучи членом партии «Алаш», А.Байтурсынов избирается членом Военно-революционного комитете Киргизского (Казахского) края, работает наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса.

В 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор первого в истории казахского народа Казахского государственного университета.

Среди множества богатейшего духовного наследия А. Байтурсынова особое место занимают исследования, посвященные проблемам языка и литературы, идеи по модернизации казахского языка и письменности. Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов. А. Байтурсынов реформировал казахское письмо на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. в 1912 году ученый исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Байтурсынулы создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Ахмет Байтурсынов — автор первых учебников для обучения на родном языке: «Оқу құралы» одного из первых букварей, написанных на казахском языке, который несколько раз переиздавался; «Тіл құралы» — первого учебного пособия по казахскому языку, состоящее из частей: морфология, фонетика, синтаксис;а также «Әліпби», «Жаңа әліппе», «Сауат ашқыш», «Мәдениет тарихы», «Әдебиет танытқыш», практического руководства для учителей “Тiл жұмсар” и методического пособия «Баяншы». Он основоположник казахского языкознания, исследователь казахской устной литературы («23 жоқтау», «Ер Сайын»). Ахмет Байтурсынов — известен как ученый-тюрколог, активный участник первого Вссесоюзного съезда тюркологов в г. Баку (1926 г.), предложивший систему принципов перевода и внедрения международных терминов в казахский язык.

В 1929 году во время творческой поездки в Кызыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Шокаем.

В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмет Байтурсынов был расстрелян как «враг народа».

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Литературное наследие Байтурсынова

Помимо педагогических исканий, огромную ценность представляет литературное наследие А. Байтурсынова. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия и термины, например, искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие. В “Әдебиет танытқыш” (1926 г.) дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. Не будет преувеличением сказать, чт о данное произведение заложило фундамент научно-теоретического труда на казахском языке.

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Первая его книга “Қырық мысал” (Сорок басен) вышла в свет в 1909 году. В ней автор бичует колонизаторскую политику царизма, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге “Маса” («Комар») — приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности.

Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

А. Байтурсынов и его единомышленники публиковали на страницах «Қазақ» свои литературные произведения, исследования по истории и культуре казахского народа, статьи, пропагандирующие свободолюбивые идеи и раскрывающие проблемы просвещения, воспитания, обучения и здоровья всего населения. Например: «Жазу мәселесі», «Тіл құрал», «Қырық мысал», «Білім жарысы», «Бас қосу», «Егін егу», «Ауру жайынан».

Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.

Статья “Главный казахский поэт” – одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений.

Крылатые слова Ахмета Байтурсынова

В дошедших до нас крылатых словах, Ахмет Байтурсынов смог передать свои мысли, идеи, раздумья и беспокойство за судьбу казахского народа.

***

«Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…»

***

«Узнать правду – достаточно секунды, но чтобы привыкнуть, осознать ее, мало будет десяти лет»

***

«Чтобы сохранить самостоятельность, мы должны всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре. Наш долг и обязанность первым делом заняться развитием литературы на родном языке»

***

«Народ с высокой культурой всегда побеждает народ с культурой низкой, независимо от его численности: у кого больше, у кого меньше. Это ясно и неоспоримо так же, как свет луны ночью и сияние солнца днем»

***

«Если посмотреть на жизнь образованных наций – там совсем другие смыслы, задачи и цели. Они не собирают, как мы, огромные толпы людей ради веселья, только чтобы поесть мяса и выпить кумыс. У них все делается ради блага народа»

***

«Сегодня стало много болтовни, делячества и показухи. Но деловитость –пальцем ткни, как пыль с кошмы, слетит бесследно враз»

***

«Если для народа главное богатство – здоровье, то главные богатства для души – знания и искусство. Только с их помощью народы находят свое место в цивилизации. Главное сейчас – дать знания молодежи, научить ремеслу, профессии. Для воплощения этих задач в казахской степи нужно повсеместно открывать казахские школы, преподавать на казахском языке»

***

«Невежество и безграмотность никак не могут оставить казахов. Сколько вреда принесло нам невежество, и все равно не избавляемся»

***

«Национальный гнет рано или поздно вызывает национальное чувство. Хотя не всегда растет чувство отвращения и ненависти у угнетенного народа, но не рождается ничего, кроме недоверия»

***

«Свой путь я выбрал добровольно и однозначно – навсегда, и нет теперь дорог окольных – смерть предпочтительней стыда!»

Бюст Ахмета Байтурсынулы в Алма-Ате у его дома-музея на одноименной улице

Ахмет Байтурсынов и его жена Бадрисафа (Александра Ивановна)

Список литературы

  1. Байтурсынов Ахмет // Казахстан. Национальная энциклопедия. 1 т. — Алматы, 2004. — т. 5. — С. 345 – 346.
  2. Байтурсынов Ахмет // Қазахская ССР: краткая энциклопедия. 4 т. — Алматы, 1989. — 4 т. – с. 150.
  3. Байтурсынов Ахмет // Литература Казахстана. Энциклопедический справочник. — Алматы, 2010. — С. 96 — 98.
  4. Байтурсынов Ахмет // История Казахстана. Энциклопедический справочник. — Алматы, 2010. — С. 81 — 82.

***

  1. Абсадык А. Неизвестная статья Ахмета Байтурсынова: [обнаружена неизвестная

статья Ахмета Байтурсынова, опубликованная в 1896 году в «Тургайской газете»] / А., Абсадык. // Казахст. правда.- 2020.- 29 окт. — С. 5.

  1. Аккулы С. Казахское государство воссоздавалось из руин на средства… баев- меценатов / С., Аккулы.//Абай.- 2016.- № 4 (шілде — тамыз). — С. 14 -29.
  2. Ауэзов М. М.  Бессмертие Алаша: история / М.М., Ауэзов. // Казахст. правда.-   2011.- 11 марта. — С. 13.
  3. Байтурсынов А. Жил для народа: [беседа с внучкой поэта А. Байтурсынова  Айман Байсаловой] / беседовала Л, Елисеева-Варшавская / А., Байтурсынов. // Рандеву.- 2011.- № 3 — 4. — С. 50 — 57.
  4. Блинова Т. Е. Ахмет Байтурсынов — выдающийся деятель культуры  Казахстана:  [историко-лингвистическая игра] / Т.Е., Блинова. // Мектептегі кітапхана/Библиотека в  школе.- 2020.- № 1. — С. 9 — 11.
  5. В память о лидерах «Алаша»: [Касым-Жомарт Токаев принял участие в церемонии открытия памятника лидерам движения «Алаш» Алихану Бокейхану, Ахмету Байтурсынулы и Миржакыпу Дулатулы] // Казахст. правда.- 2021.- 5 июля. — С. 1, 2.
  6. Ельмуратова Б. Ж. Вопросы просветительского движения в исторической  литературе: [проблемы просветительского движения в исторической литературе Казахстана] /  Б.Ж., Ельмуратова. // Өлкетану / Краеведение.- 2005.- № 4. — С. 49 — 54.- ISSN 1727-0537.
  7. Иркегулова О. Просветитель, лингвист, ученый: [писатель, ученый, политик — Ахмет Байтурсынов] / О., Иркегулова. // Дружные ребята.- 2015.- 31 марта. — С. 13.
  8. Какен А. Ахмет Байтурсынов (1873 — 1937) / А., Какен. // Нива.- 2008. — № 6. — С. 140 — 148.
  9. Козыбаев С. Идеи вольнодумства единства: [о создании газеты «Қазақ»  Ахметом Байтурсыновым] / С., Козыбаев. // Байтерек.- 2013.- № 1. — С . 41 — 43.
  10. Козыбаев С. Первая ласточка национальной печати: [100 лет со дня выхода газеты «Қазақ»] / С., Козыбаев. // Казахст. правда.- 2013.- 31 янв. — С. 6.
  11. Козыбаев С. Родоначальница демократической прессы: [100 лет со дня выхода газеты «Қазақ»] / С., Козыбаев. // Мысль.- 2013.- № 1. — С. 67 – 70.
  12. Кузембай С. А. Феномен великой степи в казахском музыкально-поэтическом  творчестве: (к проблеме национальной идеологии «Мәңгілік Ел») / С.А., Кузембай. // Керуен.- 2016.- № 4.  — С. 50 — 67.
  13. Ларионов Д. Вождь казахской интеллигенции: [о Байтурсынове Ахмете] / Д., Ларионов. // Регион.kz.- 2013.- 10 мая. — С. 9.
  14. Муканова Г. Интеллектуальное достояние Ахмета Байтурсынова / Г., Муканова. // Мысль.- 2016.- № 1. — С. 31 — 33.
  15. Нургали Р. Ахмет Байтурсынов: [классики казахской литературы] / Р., Нургали. // Литературный Казахстан.- 2010.- № 1 (янв. — февр.). — С. 175 — 188.
  16. Нуркеева С. Великий Устаз, вождь казахской интеллигенции / С., Нуркеева.  // Ару жан.- 2011.- № 12. — С. 6 — 9.
  17. Уызбаева А. А. Проблема казахского языка и её отражение в общественно-политической деятельности М. Шаханова: политика / А.А., Уызбаева. // Саясат.- 2010.- № 6. — С. 63 — 67.
  18. Цветкова И. А. Летопись горького времени: [классный час о возвращенных  писателях и поэтах] / И.А., Цветкова.//Внеклассная работа в школе.- 2010.- № 4. — С. 44 — 49.
  19. Эпизоды из биографии Ахмета Байтурсынова // Әлеумет тынысы.- 2012.- № 3. — С. 15 — 16.

***

  1. Канапьянов Б. М. Избранное: в 2-х т. Т. 1 / Б.М., Канапьянов.- Алматы: Жібек Жолы, 2011.- 478 с.
  2. Шашкова Л. К. Два вольных крыла: стихи, поэмы, переводы / Л.К., Шашкова.- Алматы: Қазығұрт, 2011.- 383 с.
  3. Абсеметов М. О. Сакен Сейфуллин-Председатель Совета народных комиссаров Казахстана (г. Оренбург, 1922-1924 гг.) / М.О., Абсеметов.- Астана: Рух-пресс, 2006.- 416 с.
  4. Ахетов А. К. Властелин духа: роман / А.К., Ахетов.- Алматы: Раритет, 2015.- 255 с.
  5. Данияров К. К. История Казахского государства XV-XX вв: в 2-х ч. Ч. 2: Казахстан-колония России XVIII-XX вв / К.К., Данияров.- Алматы: Жибек жолы, 2000.- 195 с.
  6. Джуанышбеков Н. Ахмет Байтурсунов (1873-1937): очерк о жизни и творчестве / Н., Джуанышбеков.- 2-е изд., доп. и перераб.- Алматы: Искандер, 2006.- 43 с.- (Творческий портрет писателя. В помощь учителям казахской литературы, школьникам, студентам).

 

«Акция «Одна страна – одна книга». Рекомендательный список литературы / ГКУ “Централизованная библиотечная система города Павлодара». Отдел информационно-библиографического обслуживания. — Павлодар, 2022. — 10 с.


Құрастырушылар: И. А. Елеусизова

                                  Р.  К.  Ахметова

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.